Доступная среда

Нормативно-правовая база создания условий для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ

Порядок приема инвалидов и лиц с ОВЗ для обучения в колледже

Особенности организации практики для лиц с ОВЗ

Создание условий для дополнительного образования инвалидов и лиц с ОВЗ

Содействие трудоустройству инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Организация работы социально-психологической службы с инвалидами и лицами с ОВЗ

Подготовка преподавателей к работе с инвалидами и лицами с ОВЗ

Возможности использования элементов дистанционных технологий при работе с инвалидами и лицами с ОВЗ

Паспорта доступности

Нормативно-правовая база создания условий для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ

1. Приказ Минобрнауки России №1399 от 2.12.15 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования»

2. Приказ Минтруда России №515 от 4.08.2014 г. «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»

3. Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»

4. Минобрнауки России. Методические рекомендации по обеспечению доступности зданий и сооружений образовательных учреждений среднего профессионального образования и образовательных учреждений высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья

5. Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных  программ среднего профессионального образования (Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров) от 20.04.2015 № 06-830 ВН

6. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО от 18.03.2014 №06-281 «О направлении Требований к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях» , в том числе требования к средствам обучения и воспитания (26.12.13 №06-2412 ВН)

Порядок приема инвалидов и лиц с ОВЗ для обучения в колледже

Согласно Порядку приема по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 г. №36 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 11.12.2015 г. №1456) и Правил приема в ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж» на 2016-2017 учебный год, утвержденных 26.02.2016 г.

17. Прием в колледж по образовательным программам проводится на первый курс по личному заявлению граждан.

19. При необходимости создания специальных условий при проведении вступительного испытания — инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья предъявляют дополнительно документ, подтверждающий инвалидность или ограниченные возможности здоровья, требующие создания указанных условий.

VI. Особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья

31. Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в колледж сдают вступительные испытания (в случае их наличия) с учётом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее — индивидуальные особенности) таких поступающих.

32. При проведении вступительного испытания обеспечивается соблюдение следующих требований:

-вступительное испытание проводятся для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с поступающими, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания;

-присутствие ассистента из числа работников колледжа или привлеченных лиц, оказывающего поступающим необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором);

-поступающим предоставляется в печатном виде инструкция о порядке проведения вступительных испытаний;

-поступающие с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться необходимыми им техническими средствами;

-материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа поступающих в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений);

по желанию поступающих все вступительные испытания могут проводиться в устной форме.

Особенности организации практики для лиц с ОВЗ

Выбор мест прохождения практики для студентов — инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе индивидуализированного подхода с учетом требований их доступности для данных обучающихся. При направлении студента-инвалида и студента с ограниченными возможностями здоровья в организацию или на предприятие для прохождения предусмотренной учебным планом практики колледж согласовывает с организацией (предприятием) условия и виды труда с учетом рекомендаций медико-социальной экспертизы, отражённых в индивидуальной программы реабилитации. При необходимости для прохождения практики могут создаваться специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений, а также с учетом профессионального вида деятельности и характера труда, выполняемых студентом-инвалидом трудовых функций.

Создание условий для дополнительного образования инвалидов и лиц с ОВЗ

Система дополнительного образования в колледже включает широкий спектр объединений по 5 направленностям: социально-педагогической, художественной, физкультурно-спортивной, технической и туристско-краеведческой. Для детей-инвалидов, инвалидов и лиц с ОВЗ организация образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным программам осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья указанных категорий обучающихся.

Для получения доступности получения дополнительного образования детьми-инвалидами, инвалидами и лицами с ОВЗ в колледже осуществляется работа по созданию и дальнейшему совершенствованию специальных условий:

  • ​ использование педагогами дополнительного образования специальных форм и методов обучения и воспитания инвалидов и детей с ОВЗ;

  • ​ проведение индивидуальных коррекционных занятий;

  • ​ предоставление материалов в электронном виде с учетом особых потребностей обучающихся;

  • ​ использование элементов дистанционных технологий;

  • ​ обучение руководителей объединений дополнительного образования на курсах повышения квалификации по разработке индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ;

  • ​ обеспечение материально-технических условий.

Содействие трудоустройству инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Выпускникам-инвалидам и выпускникам с ограниченными возможностями здоровья оказывается содействие при трудоустройстве на специальные рабочие места. Эта работа осуществляются службой содействия трудоустройству выпускников колледжа во взаимодействии с государственными центрами занятости населения, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями.

Основными формами содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья являются: презентации и встречи с работодателями студентов старших курсов, индивидуальные и групповые консультации студентов и выпускников по вопросам трудоустройства, экскурсии на предприятия.

Организация работы социально-психологической службы с инвалидами и лицами с ОВЗ

Социально-психологическая служба колледжа обеспечивает защиту прав и интересов, психологическую поддержку студентам с ОВЗ. Студенты и их родители могут получить от социального педагога:

  • ​ важную информацию о возможностях социальной поддержки,

  • ​ развернутую консультацию по актуальным для них вопросам в образовательном пространстве колледжа и в условиях студенческого общежития,

  • ​  помощь в установлении контактов с учреждениями социальной защиты.

  • Квалифицированные педагоги-психологи оказывают содействие в адаптации студентов с ОВЗ в ситуации получения профессии и проживания в студенческом общежитии на протяжении всего периода обучения. Проводятся:

  • ​ индивидуальные консультации по обучению стратегии преодоления коммуникативных и информационных барьеров в образовательной среде,

  • ​ развивающие занятия по приобретению навыков самоорганизации,

  • ​ диагностика профессионально важных способностей и личностного профиля,

  • ​ профориентационные консультации по планированию профессиональной перспективы с учетом личностного потенциала студента.

При разработке образовательного маршрута студента обеспечивается индивидуальный подход и комплексная поддержка всех специалистов социально-психологической службы. Индивидуальный подход осуществляется не только через непосредственное общение со студентами и их родителями, но и через просвещение педагогического коллектива, методическую поддержку педагогам и кураторам.

Подготовка преподавателей к работе с инвалидами и лицами с ОВЗ

Определение содержания подготовки осуществляется в соответствии с ее целевой направленностью, индивидуальными запросами преподавателей и характером профессиональных трудностей, которые испытывают педагоги в практической деятельности с инвалидами и детьми с ОВЗ. К таким проблемам были отнесены следующие:

— понимание сущности и основных составляющих инклюзивного образования;

— подбор технологий, приемов и методов развития инвалидов и детей с ОВЗ в совместной деятельности с их нормально развивающимися сверстниками;

— конструирование коррекционно-образовательного процесса с учетом психофизических особенностей инвалидов и детей с ОВЗ;

— формирование партнерских отношений со всеми участниками инклюзивного образовательного процесса.

Цель работы: развитие профессиональной компетентности педагогов в области организации инклюзивного образования.

Задачи

  1. Актуализировать понимание педагогами сущности инклюзивного образования, его целевых и ценностных установок;

  2. Способствовать формированию у педагогов знаний о психолого- педагогических закономерностях и особенностях возрастного и личностного развития инвалидов и детей с ОВЗ;

  3. Создавать условия для развития у педагогов способности к эмпатии, к корректному и адекватному восприятию инвалидов и детей с ОВЗ;

  4. Содействовать развитию у педагогов умений адекватно отбирать и применять в процессе организации совместного обучения студентов с нормальным и нарушенным развитием современные технологии и методы обучения, учитывая особые образовательные потребности инвалидов и детей с ОВЗ;

  5. Учить педагогов разрабатывать индивидуальные адаптированные образовательные программы для инвалидов и детей с ОВЗ, обучающихся в условиях инклюзии;

  6. Способствовать профессиональному самообразованию педагогов, развитию их способностей определять и анализировать проблемы инклюзивной практики.

Основные направления работы:

  1. Знакомство с нормативно-правовой базой организации инклюзивного образования

  2. Изучение готовности педагогов к работе в условиях интегрированного обучения инвалидов и детей с ОВЗ

  3. Обучение на курсах повышения квалификации ГБОУ ДПО НИРО по проблеме «Технология разработки индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ»

  4. Участие в вебинарах и курсах повышения квалификации с использованием дистанционных технологий в ФГБОУ ДПО «Межрегиональный институт повышения квалификации педагогических работников СПО» по проблеме «Инклюзивное образование в условиях системы СПО»

  5. Корпоративное обучение педагогов:

Инклюзивное образование как социально-педагогический феномен (Цель: развитие у педагогов понимания сущности инклюзивного образования, его основных целевых, ценностных установок и условий организации);

-Психолого-педагогические закономерности и особенности возрастного и личностного развития инвалидов и детей с ОВЗ (Цель: дать представление об особых образовательных потребностях обучающихся инвалидов и детей с ОВЗ, способствовать формированию у педагогов умения составлять прогноз дальнейшего развития детей с ОВЗ);

Технологии, методы и формы организации инклюзивного образования. (Цель: развитие у педагогов умения применять технологии организации инклюзивного образования, а также использовать разнообразные методы, приемы и формы коррекционно-образовательной работы с инвалидами и детьми с ОВЗ);

— Технологии формирования у детей с нормальным психофизическим развитием толерантного отношения к инвалидам и сверстникам с ОВЗ. (Цель: развитие у педагогов умения применять технологии формирования толерантного отношения к обучающимся инвалидам и лицам с ОВЗ в коллективе студентов и преподавателей).

Возможности использования элементов дистанционных технологий при работе с инвалидами и лицами с ОВЗ

В колледже созданы условия для использования в работе с лицами, имеющими особые возможности здоровья и инвалидами, элементов дистанционных технологий:

1. Действует корпоративная образовательная сеть с системой учебных кабинетов, возможностью непосредственного общения с преподавателем.

2. Функционирует платформа дистанционного обучения Moodle, в которой систематизированы образовательные ресурсы по компонентам учебного плана.

3. Библиотека колледжа (читальный зал) оборудована компьютерами с выходом в сеть Интернет.

4. Для организации личного общения обучающегося с педагогом возможно использование Skype.

Паспорта доступности

В данном разделе можно скачать паспорта доступности зданий ГБПОУ ДПК:

1. Грибоедова д.10

2. Грибоедова д.10 А1

3. Циолковского 5

4. Западный 7